Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Что такое санитарно-защитная зона

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – особым образом выделенная территория, назначение которой отделить промышленные зоны и объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, от жилых зданий.

Санитарно-защитная зона – это, по сути, барьер, защищающий людей, от вредных производственных последствий: выбросов в атмосферу, отходов, шума и иных промышленных загрязнений. Размерность СЗЗ гарантирует минимизацию таких негативных воздействий до значений, установленных государственными гигиеническими нормативами.

Знайте, если подведомственный Вам объект является источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека, то организация санитарно-защитной зоны для него - строго обязательная мера!

Проект СЗЗ - это специальный природоохранный документ, который разрабатывается инженерами-экологами для установления размера санитарной зоны конкретного объекта.

Правовые основания для разработки проекта СЗЗ

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 13, ст. 26).

Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

Основным документом, который определяет порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов СЗЗ является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Законодательство, регулирующее установление СЗЗ за последние годы претерпело значительные изменения. Новые нормативные документы вступили в силу,  старые не утратили своего значения и продолжают действовать в тех моментах, которые не противоречат нововведениям.

Однако важно учесть, что согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" с 1 января 2022 года утрачивает силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Как раз, согласно этому документу, в настоящее время ведут разработку проекта санитарно-защитной зоны.

Более того, с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения на использование земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ.

Другими словами, начиная с 2022 г. будут определены и вступят в действие новые документы в сфере установления санитарно-защитных зон.

Источники воздействия на окружающую среду и здоровье человека

Источники воздействия на окружающую среду и здоровье человека – это объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают уровень 0,1 ПДК или ПДУ (предельно допустимая концентрация или предельно допустимый уровень).

Кому необходимо разрабатывать проект санитарно-защитной зоны

До 1 октября объекты, в отношении которых определены расчетные и ориентировочные СЗЗ должны разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ. Так предписывает п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ. 

Размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) обуславливаются классификацией предприятий по уровню опасности (согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08).

Всего различают пять видов предприятий:

  • 1 вид. Предприятия по производству аммиака, цемента, асбеста, концентрированных азотных удобрений, мышьяка, фтористого водорода и других опасных веществ, комбинаты черной металлургии, заводы по изготовлению приборов с ртутью, алюминия и его производных, цветных металлов, коксохимии, лесохимические производства, газо- и нефтедобывающие комбинаты и др. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) размером 1000 м.
  • 2 вид. Предприятия по производству соляной кислоты, катализаторов, искусственной кожи, пластификаторов, парафина, уксусной кислоты, металлопроката, заводы по изготовлению свинцовых аккумуляторов, чугунного фасонного литья, автомобилей, гипса, асфальтобетона, древесного угля, прядильно-ткацкой продукции. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) размером 500 м.
  • 3 вид. Предприятия по производству никотина, химических реактивов, пластмасс, вулканизированной резины, кальцинированной соды, ванилина и сахара, по изготовлению металлических электродов, щелочных аккумуляторов, люминофоров, кирпича и рубероида, торфа и каменной поваренной соли; комбинаты цветного литья, котельные, деревообрабатывающее производство. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) размером 300 м.
  • 4 вид. Производство стекловолокна, олифы, глицерина, полиграфических красок, мыла и медицинского стекла, эмалей на конденсационных смолах и другой продукции. Фабрики офсетной печати, шрифтолитейные комбинаты, производства координатно-расточных станков, тяжелых прессов, глиняных изделий, древесной шерсти, лакированных кож, крахмала, столового уксуса и др. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) размером 100 м.
  • 5 вид. Комбинаты по добыче карбоната калия, фармацевтические фабрики, производственные сооружения пищевой и лёгкой промышленности, мебельное производство без проведения лакокрасочных работ и др. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) размером 50 м.

Организация санитарно-защитных зон СЗЗ необходима не только для промышленных предприятий, но и для непроизводственных объектов. В частности, согласно классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрены:

  • санитарно-защитная зона склада в зависимости от вида и количества складской продукции может колебаться от 5000 до 50 метров;
  • санитарно-защитная зона котельной должна составлять не менее 50 метров и может быть увеличена после проведения расчетов уровня шума;
  • санитарно-защитная зона АЗС предусмотрена в размере 50-100 метров;
  • санитарно-защитная зона газопровода называется санитарной зоной отчуждения и составляет от 300 до 1200 метров;
  • санитарно-защитная зона скважины в зависимости от количества выбросов сероводорода и летучих углеводородов занимает территорию 300-1000 метров;
  • санитарно-защитные зоны автодорог (санитарные разрывы) не требуют проектирования, и определяются для каждого конкретного случая на основании расчетов уровней загрязнения, шума, вибрации;
  • санитарно-защитная зона очистных сооружений в зависимости от их типа и назначения может составлять от 15 метров до 1 километра;
  • санитарно-защитная зона кладбища площадью от 20 до 40 га установлена в размере 500 метров, площадью менее 20 га — 300 метров, для закрытых и сельских кладбищ — 50 метров.

При этом, в соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, СЗЗ устанавливаются в случае формирования за контуром объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Иначе говоря, СЗЗ устанавливается в случае, если на границе земельного участка организации есть показатели, превышающие 1 ПДК / ПДУ по химическому и физическому факторам загрязнения атмосферного воздуха.

Штрафные санкции за отсутствие проекта СЗЗ 

В случае невыполнения требований по установлению СЗЗ возможна приостановка деятельности организации по статье 6.3 КоАП РФ на срок до 90 суток.

В какие сроки мы можем разработать проект СЗЗ?

Разработка проекта расчетной СЗЗ может занять от 2-х недель до 6 месяцев - точный срок зависит от сложности объекта и количества источников негативного воздействия на атмосферный воздух и определяется после соответствующего обследования. Сроки согласования в контролирующих органах не учитываются! 

В какой срок контрольно-надзорные органы согласуют проект СЗЗ?

Органы власти Результат Срок согласования
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Экспертное заключение о соответствии санитарным нормам и правилам не более 60 дней (в зависимости от региона)
Роспотребнадзор Санитарно-эпидемиологическое заключение не более 30 дней

Как долго действует проект СЗЗ?

Срок действия проекта СЗЗ не регламентирован (не ограничен во времени) при соблюдении следующих условий:

  • На предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса;
  • Не произошло появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. меняющих уровень воздействия на окружающую среду;
  • Не выявлено не учтенных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, неверных сведений о расположении ближайшей нормируемой территории и жилой застройки.

Инженеры-экологи компании "СЭС" предлагают свои услуги по разработке проекта СЗЗ : от первичного обследования до подготовки документов и получения необходимых заключений в государственных органах. На всех этапах работы мы обязуемся оказывать полное профессиональное содействие Заказчику.